Как понять, что ребенок развивается правильно?

Из книги Н.В. Копыловой «Учимся дружить со своими генами»
Вы отпраздновали первый раз день рождения вашего малы­ша – ему один год. У ребенка повышается интерес к общению. Он пристально смотрит на ваше лицо, губы, откуда льется речь. Осторожно дотрагивается до маминых щек, губ пальчика­ми, как бы пытаясь понять: как это у тебя получается говорить. Малыш воспроизводит слова из двух разных слогов: всего 10–12 слов. Он активно копирует действия взрослых, пытаясь подражать им во всем. Ваш малыш растет, и к 1 году он уже научился гово­рить свои самые первые, очень важные для всех любящих его людей слова: мама, папа, баба, тетя, дядя…

Ребенок самостоятельно ходит без поддержки, приседает, наклоняется и поднимает с пола все, что заметит. По вашей просьбе он с большим удовольствием все это вам отдает. Ваш ребенок научился понимать и выполнять однословные поручения, просьбы. Малыш овладел основными предметными действиями и выполняет их последовательно: катает тележку, затем – машин­ку, кормит куклу… Он очень настойчив и усерден в своих попытках. Ребенок хорошо и четко научился реаги­ровать на разнообразные неречевые звуки (гудение машины, карканье вороны…), и рече­вые – голоса родных, дифференцирует их.

На втором году жизни, начав ходить, ребенок самостоятельно знакомится с окружающим его пред­метным миром, который до этого был ему недоступен. Он овладевает разными способами действия с пред­метами (накладывание кубиков друг на друга, вкла­дывание шариков в отверстия и др. К середине или концу второго года жизни определя­ется ведущая рука у ребенка. Сначала он берет ложку то одной, то другой рукой, а в конце года – всегда правой или левой. В процессе действия со многими игрушками малыш совершенствует свое восприятие. В предметной игре он знакомится и усваивает свойства предметов: цвет, форму, величину, массу, материал и т. д.

Уже возникают пред­посылки развития наглядно-действенного мышления. Ребенку становятся доступны элементарные обобщения («найди всех зайчиков, собери все кубики, покажи все домики»…) Ребенок овладевает значением местоимения «Я», идентифицируя себя этим. Чуть позднее в речи появляются местоимения ТЫ, МНЕ. Формируется понимание категории рода (тетя-дядя, мальчик-девочка, дети, люди…) В этом возрасте малыш с удовольствием начинает рассма­тривать картинки с предметными изображениями, соотносить их с реальными предметами. Формируется понятие: ТАКОЙ, НЕ ТАКОЙ, ДРУГОЙ…

Расширяется понимание новых действий, он способен вос­принимать отдельные сюжетные ситуации по картинке, знако­мые по быту (мальчик сидит, мишка сидит, девочка ест, кошка ест…)

К концу второго года жизни малыш выполняет сложные инструкции: «Пойди в прихожую и принеси ботиночки». Он начинает понимать значения простых предлогов в конкретной и знакомой ситуации: «На чём кукла качает­ся, покажи!»

Ребенок частично ориентируется в схеме тела, т. е. может показать на себе и других людях до пяти частей тела. Он уже активно использует в речи до 50-ти слов к концу второго года жизни. Ребенок понимает сюжетную канву прочитанных ска­зок и простых историй с опорой на картинку. Он чаще включается в дополнение сюжета отдельными словами, заменяет недоступные слова жестами – имитациями или двигательными ими­тациями. Малыш проявляет интерес к изобразительной деятельности: чертит на бумаге каракули, раскрашивает пальчиками, используя водные краски.

Помните!
Изобретательная деятельность стимулирует дальнейшее разви­тие воображения ребенка, проявляет творческие способности и предпочтения ребенка, способствует развитию речи и формирует способность к обучению.